Податок на благодійність: що змінилося?
Як має бути. Найкраще, якщо податок на доходи буде всеосяжним. За умови що дохід не обкладається податком на доходи підприємств, він має обкладатися податком на доходи при виплаті, а якщо не оподатковується й при виплаті – значить, податок має бути сплачений при отриманні. Решта – це індивідуальне рішення, як витратити свої гроші після того, як було сплачено внески на узгоджені послуги.
Однако, помимо фискальных, есть и другие аргументы в пользу вычета ряда доходов из базы налогообложения. Доводы в пользу освобождения от налога пожертвований на благотворительность состоят главным образом в том, что стимулируют полезную для общества деятельность. Международный опыт свидетельствует о том, что на практике правительства ищут золотую середину между человечными и фискальными аргументами. Обычно, освобождение благотворительных взносов от налогов предоставляется на сумму, не превышающую определенную часть доходов и/или абсолютную сумму. Так, например относительные ограничения есть в Польше, Чехии, Германии. В Бельгии установлены как относительные, так и абсолютные ограничения на благотворительные взносы, с которых налог не уплачивается. В Канаде более либеральное законодательство – там из налогового дохода предприятий можно вычесть благотворительные взносы в сумме до 75% чистого дохода. В Великобритании большинство благотворительных взносов компаний вычитаются для целей налогообложения. Часто законодательством оговорены цели либо реципиенты льготных благотворительных взносов. Обычно это учреждения, финансируемые за счет государственного/местных бюджетов, благотворительные фонды. Подобные ограничения устанавливаются ввиду административной сложности контроля целевого использования средств.
Как в Украине было? До недавнего времени, согласно статьи 138.10.6 Налогового кодекса, юрлица и физлица-предприниматели могли включать в расходы благотворительные взносы, не превышающие 4% от налогооблагаемой прибыли за предшествующий год. Получать благотворительную помощь без уплаты налогов было позволено только благотворительным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных организаций и учреждений. Физлица, получающие нецелевую благотворительную помощь (в том числе и волонтеры и конечные реципиенты благотворительной помощи), освобождались от подоходного налога только в сумме, ограниченной размером дохода, который дает право на социальную льготу (в 2014 году это 1710 грн.). С остальной суммы должен был быть уплачен налог в 15-17%. На практике, действующее законодательство означало, что если волонтеры насобирали сумму достаточную для покупки 50 британских броневиков, то после уплаты налогов деле они могут купить только 41. Если предприятие в прошлый год имело доход в 1 млн. грн., то в этом году вычесть из налогооблагаемой прибыли в целях благотворительности оно может только 40 тыс. грн. Если военнослужащий АТО или его семья получили благотворительную помощь, скажем для покупки бронежилета, то они также должны были уплатить 15-17% с суммы, превышающей 1710 грн.
В условиях АТО подобные ограничения выглядят мягко скажем странновато. Во-первых, в казне денег маловато и военнослужащие попросту не получают так необходимое им обмундирование, медикаменты, помощь, которые должны были бы покрываться из государственных источников. Во-вторых, волонтеры в большинстве случаев показали себя намного эффективнее и гибче, чем государственные структуры. Последние себя постоянно дискредитируют. Как доверять свои деньги госструктурам, после таких скандалов, как с бронежилетами? В чем смысл перечислять благотворительные взносы в бюджет, если они будут оседать мертвым грузом на счетах казначейства из-за того, что ведомства затягивают закупки? Может поэтому, граждане охотнее передают деньги волонтерам, чем государственным структурам, а волонтеры часто подменяют государство и берут на себя те функции, которые должны оплачиваться за счет налогов.
Как в Украине стало. Президент Украины Петр Порошенко подписал закон №1668-VII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи”. Положения закона снимают вышеупомянутые ограничения для благотворительных взносов в пользу АТО. Это касается:
- Предприятий. Предприятия смогут без ограничений относить на валовые затраты, перечисленные на нужды АТО в пользу Вооруженных Сил Украины, Нацгвардии, СБУ, Госпогранслужбы, МВД и других учреждений, которые содержатся за счет госбюджета. Списывать на затраты без всяких ограничений можно будет и стоимость спецсредств индивидуальной защиты, технических устройств наблюдения, медпрепаратов, товаров, работ и услуг (их перечень утвердит Кабмин), закупленных в пользу армии.
- Волонтеров, если они внесены в Реестр волонтеров АТО. Так, суммы средств, полученных волонтерами на банковские счета для оказания благотворительной помощи в пользу АТО, не облагаются подоходным налогом.
- Непосредственно конечных получателей помощи – военнослужащих, участников боевых действий, переселенцев из зоны АТО, семей раненых, погибших, контуженых во время АТО участников боевых действий, раненых участников массовых акций протеста с 21 ноября 2013 по 28 февраля 2014 г., участников событий 2 мая в Одессе. Суммы помощи не ограничиваются, если она оказана для закупки или в виде спецсредств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, средств личной гигиены, продуктов питания, вещевого обеспечения, лечения/реабилитации. Благотворительная помощь, предоставленная на другие нужды АТО, не облагается подоходным налогом в сумме, не превышающей 1000 минимальных зарплат (сейчас 1 млн. 218 тыс. грн.).
Сказать однозначно, во что именно превратятся нормы нового закона на практике сложно. С одной стороны, следует ожидать, что новации облегчат жизнь волонтерам и непосредственным получателям помощи. Правда для этого чиновникам и налоговикам придется показать чудеса оперативности создания институций и гибкости принятия решений. С другой стороны, налоговикам придется потрудиться, чтобы усложнить жизнь мошенникам. Интернет уже пестрит рекомендациями, как использовать новые нормы законодательства в целях налоговой оптимизации.