Де мешкають найбагатші пенсіонери?

Регіональний розподіл пенсійних трансфертів в першу чергу пояснюється демографічними характеристиками областей, які визначають кількість платників до Пенсійного фонду та пенсіонерів. Найбільший трудовий потенціал на заході країни, а північні та східні регіони старішають. З північних областей України багато людей мігрують до Києва, користуючись територіальною близькістю до столиці. В селах залишаються лише літні люди. Наприклад, Чернігівська та Донецька області є лідерами з питомої ваги населення віком понад 60 років. Традиційно, східні області – постачальники трудових мігрантів до країн СНД, західні – до країн ЄС. Ці громадяни зазвичай працюють нелегально й про якісь внески до пенсійного фонду не йдеться.

Важен и уровень заработных плат, так как собственно они определяют размер взносов. Так, например Тернопольская область все время характеризовалась низким уровнем трудовых доходов. Тут также и самая низкая средняя пенсия. Самая высокая средняя зарплата – в г. Киев. Тут проживают и «богатейшие» пенсионеры. Этому правда есть и другое объяснение: проживание большой часть пенсионеров, имеющих право на пенсии по отдельным законам.

Однако, есть и другие объяснения, которые связаны с особенностями пенсионного законодательства. Так, например, для шахтеров минимальная пенсия не может быть ниже трех прожиточных минимумов, а год стажа им засчитывается за 2. При этом, работающий шахтер платит в пенсионный фонд как любой другой смертный. Люди, работающие на «вредном производстве» на самом деле работают меньше– им идет «год за два».

Пенсионное обеспечение в Украине и источники его финансирования

Сейчас в Украине основной является солидарная система. В классическом представлении солидарная система финансирует пенсионный доход одного поколения из зарплат последующего. Перераспределение связано с взносами пенсионеров, которые осуществлялись на протяжении их рабочей жизни. Основная цель– перераспределение и обеспечение пенсионеров адекватными минимальными стандартами жизни. Задачи дифференциации пенсий должны решать другие уровни пенсионного обеспечения.

На самом деле солидарная система в Украине лишь частично отвечает классическому представлению и стоит перед выбором финансового краха и обеспечения достойного уровня пенсий. Около трети доходов пенсионного фонда финансируется за счет трансфертов из госбюджета. В госбюджете 2014 запланирован трансферт пенсионному фонду в размере 81,7 млрд. грн., что соответствует пятой части доходов госбюджета. Часть этих средств собирается за счет специальных сборов на пенсионное страхование с определенных операций: покупки валют, торговли ювелирными изделиями, покупки автомобиля, недвижимости, пользование мобильной связью. Однако и этого далеко недостаточно. Другая часть трансферта обеспечивается за счет перераспределения доходов общего фонда госбюджета (налог на прибыль, НДС, др.), которые могли бы быть использованы на другие цели – такие как здравоохранение, инвестиции. Кроме того, система начислений и назначения пенсий очень диверсифицирована, что ослабляет связь между взносами в пенсионный фонд и пенсионными выплатами. У нас условия назначения пенсий определяются профессией, социальным статусом, условиями труда, сроком выхода на пенсию, др.

Реформа пенсионной системы – задание сложное и комплексное. Диверсифицировать и увеличить пенсии должны накопительный уровень пенсионного страхования и добровольное пенсионное страхование. Солидарная система нуждается в реформах, которые бы обеспечили стабильность государственных финансов и справедливость пенсионных выплат, повысили доверие к пенсионной политике государства.